Об аккредитационном мониторинге в системе высшего образования рассказали на образовательном интенсиве в г. Сочи, который проходил 26-27 октября 2023 г.

Вузы получат рекомендации по итогам аккредитационного мониторинга до 1 мая 2024 года

26-27 октября 2023 года в рамках образовательного Интенсива IPR EDU-2023 в г. Сочи проходило обучение по программе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) «Аккредитационные показатели в управлении качеством высшего образования», в котором приняли участие представители более 150 образовательных организаций, реализующих программы высшего образования.

В качестве спикеров выступили: исполняющий обязанности директора ФГБУ «Росаккредагентство» Емельянов А.С., советник руководителя Рособрнадзора, руководитель Ситуационного центра Рособрнадзора по проведению аккредитационного мониторинга, директор по развитию группы компаний «Просвещение» Алтыникова Н.В., заместитель руководителя Рособрнадзора Кочетова С.М., статс-секретарь – заместитель руководителя Рособрнадзора Рукавишников С.М., начальник управления государственных услуг и цифровой трансформации Рособрнадзора Явкина О.Ю., заместитель начальника Управления государственных услуг и цифровой трансформации Рособрнадзора Кулиев Н.А., министр образования Пензенской области Комаров А.П., советник губернатора Пензенской области, ректор Института региональной политики Пензенской области Белорыбкин Г.Н., заместитель председателя СПКФР, генеральный директор Ассоциации «СПКФР», член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Маштакеева Д.К., проректор по образовательной деятельности ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Шубаева В.Г..

В своем выступлении руководитель Росаккредагентства Алексей Емельянов подчеркнул, что оценка компетенций студентов – это ключевой элемент новой модели государственной аккредитации. И здесь самое главное понимать, что объективные оценочные процедуры должны проводиться вузом на протяжении всего периода обучения, а оценочные средства разрабатываться для всей образовательной программы, а не только для процедуры государственной аккредитации.

Советник руководителя Рособрнадзора, руководитель Ситуационного центра Рособрнадзора по организации и проведению аккредитационного мониторинга системы образования Наталья Алтыникова назвала аккредитационный мониторинг беспрецедентной по своему масштабу процедурой, которая реализуется в России.

С 1 сентября по 1 декабря 2023 года Рособрнадзор реализует масштабный проект по аккредитационному мониторингу системы образования, участие в котором принимают около 45 тысяч образовательных организаций всех уровней, в том числе 1398 вузов и их филиалов.

«Аккредитационный мониторинг задает сегодня стратегические ориентиры для системы образования, которыми мы должны руководствоваться в дальнейшем в принятии разных решений. Мы получили инструмент, который на всех уровнях образования позволит выявлять проблемы и зоны риска, сильные стороны, адекватно ставить задачи и двигать систему образования вперед», – отметила Наталья Алтыникова.

По ее словам, обработку собранных данных планируется завершить до 25 января следующего года, итоговый отчет должен быть подготовлен к 15 марта, а до 1 мая вузы получат рекомендации по итогам мониторинга. Вузам предстоит провести работу с полученными результатами: выявить причины недостижения пороговых значений показателей, разработать комплекс мер по достижению порогового значения каждого показателя, скорректировать свои программы развития и разработать план основных мероприятий. Рекомендуется также ежегодно проводить внутренний мониторинг и учитывать его результаты при осуществлении стимулирующих выплат.

Наталья Алтыникова рассказала и о проблемах, выявленных в ходе проведения первого аккредитационного мониторинга. В их числе отсутствие межведомственного взаимодействия и интеграции разных информационных систем, отсутствие реестра образовательных программ, перечня приоритетных образовательных программ подготовки кадров у большинства ведомств, недостаток компетенций в части управления образовательной деятельностью на местах, отсутствие необходимой информации на сайтах образовательных организаций.  

Заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова поделилась со слушателями опытом использования новой модели аккредитации новых образовательных программ, при которой одним из ключевых показателей является результат выполнения обучающимися диагностической работы. Доля отказов в аккредитации образовательных программ по результатам проведения диагностических работ составляет 14,6% в общем образовании, 38% – в СПО, 39% – в вузах. Она привела положительные и отрицательные примеры заданий в фондах оценочных средств вузов и рассказала о перспективах совершенствования фондов оценочных средств, используемых для проведения диагностических работ в процедуре аккредитации.

Статс-секретарь – заместитель руководителя Рособрнадзора Сергей Рукавишников напомнил о последних нововведениях в процедуре прохождения государственной аккредитации, которые сделали ее более комфортной для вузов: отказ от выдачи свидетельств на бумажном носителе, предоставление госуслуги в автоматическом режиме, взаимодействие в процессе получения аккредитации исключительно посредством электронного документооборота.

       На семинаре, помимо выступлений докладчиков, состоялись дискуссионные обсуждения, пленарные сессии и круглые столы. Представителей вузов также познакомили с порядком проведения аккредитационной экспертизы в соответствии с новой моделью.

В завершение мероприятия участникам были вручены удостоверения о повышении квалификации по итогам выполнения экзаменационных заданий итоговой аттестации.