National Accreditation Agency (NAA) is preparing for self-evaluation and an external review in compliance with the European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA)

In accordance with the ENQA membership criteria member agencies are required to undergo external reviews against the ESG. The review will be based on information provided in the self-assessment report (SAR) and an external assessment normally including a site visit. An expert panel organized and coordinated by the ENQA is composed of European independent reviewers.

The Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area

The communiqué of the Ministers of the Bologna Process signatory states invited ENQA to develop the Standards and guidelines for quality assurance in the European Higher Education Area (ESG). The Russian Federation signed the Bologna Declaration and as other participating countries committed itself to establish the European Higher Education Area (EHEA). In 2005 the ESG was developed and approved by the European Ministers Responsible for Higher Education and recommended for implementation in the national quality assurance systems. In 2015 a revised version of the ESG came out.

A key goal of the ESG is to contribute to the common understanding of quality assurance for learning and teaching across borders and among all stakeholders. The ESG are used by institutions and quality assurance agencies as a reference document for internal and external quality assurance systems in higher education. The ESG are not standards for quality, nor do they prescribe how the quality assurance processes are implemented, but they provide guidance, covering the areas which are vital for successful quality provision and learning environments in higher education. The term ‘quality assurance’ is used in this document to describe all activities within the continuous improvement cycle (i.e. assurance and enhancement activities).

The ESG have the following purposes:

 - They set a common framework for quality assurance systems for learning and teaching at European, national and institutional level;

 - They enable the assurance and improvement of quality of higher education in the European Higher Education Area;

 - They support mutual trust, thus facilitating recognition and mobility within and across national borders;

 - They provide information on quality assurance in the EHEA.

The ESG are based on the following principles:

 - Higher education institutions have primary responsibility for the quality of their provision and its assurance;

 - Quality assurance responds to the diversity of higher education systems, institutions, programmes and students;

 - Quality assurance supports the development of a quality culture;

 - Quality assurance takes into account the needs and expectations of students, all other stakeholders and society.

The document has been divided into three parts:

 - Internal quality assurance (part )

 - External quality assurance (part 2)

 - Quality assurance agencies  (part 3)

The three parts are intrinsically interlinked and together form the basis for a European quality assurance framework. External quality assurance in Part 2 recognises the standards for internal quality assurance in Part 1 thus ensuring that the internal work undertaken by institutions is directly relevant to any external quality assurance that they undergo. In the same way Part 3 refers to Part 2. Thus, these three parts work on a complementary basis in higher education institutions as well as in agencies and also work on the understanding that other stakeholders contribute to the framework. As a consequence, the three parts should be read as a whole.

Follow up report 

Membership of NAA in ENQA

Action Plan of prepapation for external reviews

Внешняя экспертиза ENQA

       ФГБУ "Росаккредагентство" готовится к процедуре проведения самообследования по требованиям ENQA и прохождению внешней международной экспертизы.

Соответствие требованиям стандартов к деятельности аккредитационных агентств является обязательным условием полного членства в ENQA. Оценка такого соответствия проводится на основе самообследования агентств и внешней экспертизы их деятельности, специально организованной и координируемой ENQA экспертной группой, состоящей из независимых европейских специалистов, работающих в сфере оценки и обеспечения качества высшего образования.

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Стандарты и рекомендации по обеспечению качества высшего образования в Европейском пространстве» (ESG - European Standards and Guidelines) разработаны Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования ENQA (European Network for Quality Assurance) по прямому поручению Конференции министров образования европейских стран, подписавших Болонскую декларацию. Россия подписала Болонскую декларацию, а значит, наряду с другими странами Европы взяла на себя обязательства построить единое образовательное пространство.  В 2005 г. документ был разработан и одобрен министрами образования и рекомендован к внедрению в национальные системы обеспечения качества. В мае 2015 г. вышла новая актуализированная версия европейских стандартов (ESG ENQA).

Основное назначение стандартов и рекомендаций ENQA состоит в том, чтобы внести вклад в общее понимание гарантии качества преподавания и обучения во всех странах и среди всех заинтересованных сторон («стейкхолдеров»). Они используются вузами и агентствами в качестве справочного руководства для систем внешней и внутренней гарантии качества в высшем образовании. Документ не носит директивного характера, он является рекомендательным. Однако с момента его принятия на конференции он стал настоящим манифестом процесса формирования национальных систем обеспечения качества образования в европейских странах. Термин «обеспечение качества» используется в этом документе для описания всех видов деятельности внутри цикла постоянного совершенствования.

Стандарты и рекомендации ENQA (европейские стандарты):

  • определяют общую структуру систем обеспечения качества образования и обучения на европейском, национальном и институциональном уровне,
  • способствуют гарантии и совершенствованию качества высшего образования в европейском образовательном пространстве;
  • поддерживают взаимное доверие и, таким образом, содействуют признанию и мобильности за рамками национальных границ;
  • предоставляют информацию по обеспечению качества в европейском пространстве высшего образования.

Принципы обеспечения качества в европейском пространстве, положенные в основу европейских стандартов (ESG ENQA):

  • Высшие учебные заведения несут основную ответственность за качество предоставляемого образования и его обеспечение,
  • Обеспечение качества отвечает потребностям разнообразных систем высшего образования, вузов и студентов,
  • Обеспечение качества поддерживает развитие культуры качества,
  • Система обеспечения качества принимает во внимание потребности и ожидания студентов, других заинтересованных сторон процесса обучения и общества.

Документ состоит из трех частей, содержащих стандарты и рекомендации для:

  • внутреннее обеспечение качества (Часть 1),
  • внешнее обеспечение качества (Часть 2),
  • агентств по обеспечению качества (Часть 3).

Эти три части тесно взаимосвязаны и образуют основу структуры европейской системы обеспечения качества. Внешнее обеспечение качества (Часть 2) признает стандарты внутреннего обеспечения качества (Часть 1), гарантируя таким образом согласованность внутренней работы, проделанной вузами, и процедур внешнего обеспечения качества, которые вузы проходят. Аналогичным образом Часть 3 соотносится с Частью 2. Следовательно, эти три части дополняют друг друга, как в вузах, так и в агентствах, в том числе способствуют пониманию другими заинтересованными сторонами своей роли в общей структуре.  Таким образом, все три части европейских стандартов и рекомендаций (ESG ENQA) должны трактоваться как единое целое.

Follow up report 

Membership of NAA in ENQA

План мероприятий по подготовке и проведению экспертизы ENQA