Внешняя экспертиза ENQA

Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (ENQA) приняла решение о приостановлении прав членов и аффилированных агентств России в ENQA. Агентства, в отношении которых принято решение:

- Национальное аккредитационное агентство Российской Федерации (NАА), член Ассоциации

- Национальный центр общественной аккредитации (NCPA), член Ассоциации

- Агентство по обеспечению качества высшего образования и развитию карьеры

(АККОРК), аффилированный член Ассоциации

- Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», аффилированный член Ассоциации

ФГБУ "Росаккредагентство" прошло процедуру проведения самообследования по требованиям ENQA и прохождению внешней международной экспертизы.

Соответствие требованиям стандартов к деятельности аккредитационных агентств является обязательным условием полного членства в ENQA. Оценка такого соответствия проводится на основе самообследования агентств и внешней экспертизы их деятельности, специально организованной и координируемой ENQA экспертной группой, состоящей из независимых европейских специалистов, работающих в сфере оценки и обеспечения качества высшего образования.

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Стандарты и рекомендации по обеспечению качества высшего образования в Европейском пространстве» (ESG - European Standards and Guidelines) разработаны Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования ENQA (European Network for Quality Assurance) по прямому поручению Конференции министров образования европейских стран, подписавших Болонскую декларацию. Россия подписала Болонскую декларацию, а значит, наряду с другими странами Европы взяла на себя обязательства построить единое образовательное пространство.  В 2005 г. документ был разработан и одобрен министрами образования и рекомендован к внедрению в национальные системы обеспечения качества. В мае 2015 г. вышла новая актуализированная версия европейских стандартов (ESG ENQA).

Основное назначение стандартов и рекомендаций ENQA состоит в том, чтобы внести вклад в общее понимание гарантии качества преподавания и обучения во всех странах и среди всех заинтересованных сторон («стейкхолдеров»). Они используются вузами и агентствами в качестве справочного руководства для систем внешней и внутренней гарантии качества в высшем образовании. Документ не носит директивного характера, он является рекомендательным. Однако с момента его принятия на конференции он стал настоящим манифестом процесса формирования национальных систем обеспечения качества образования в европейских странах. Термин «обеспечение качества» используется в этом документе для описания всех видов деятельности внутри цикла постоянного совершенствования.

Стандарты и рекомендации ENQA (европейские стандарты):

  • определяют общую структуру систем обеспечения качества образования и обучения на европейском, национальном и институциональном уровне,
  • способствуют гарантии и совершенствованию качества высшего образования в европейском образовательном пространстве;
  • поддерживают взаимное доверие и, таким образом, содействуют признанию и мобильности за рамками национальных границ;
  • предоставляют информацию по обеспечению качества в европейском пространстве высшего образования.

Принципы обеспечения качества в европейском пространстве, положенные в основу европейских стандартов (ESG ENQA):

  • Высшие учебные заведения несут основную ответственность за качество предоставляемого образования и его обеспечение,
  • Обеспечение качества отвечает потребностям разнообразных систем высшего образования, вузов и студентов,
  • Обеспечение качества поддерживает развитие культуры качества,
  • Система обеспечения качества принимает во внимание потребности и ожидания студентов, других заинтересованных сторон процесса обучения и общества.

Документ состоит из трех частей, содержащих стандарты и рекомендации для:

  • внутреннее обеспечение качества (Часть 1),
  • внешнее обеспечение качества (Часть 2),
  • агентств по обеспечению качества (Часть 3).

Эти три части тесно взаимосвязаны и образуют основу структуры европейской системы обеспечения качества. Внешнее обеспечение качества (Часть 2) признает стандарты внутреннего обеспечения качества (Часть 1), гарантируя таким образом согласованность внутренней работы, проделанной вузами, и процедур внешнего обеспечения качества, которые вузы проходят. Аналогичным образом Часть 3 соотносится с Частью 2. Следовательно, эти три части дополняют друг друга, как в вузах, так и в агентствах, в том числе способствуют пониманию другими заинтересованными сторонами своей роли в общей структуре.  Таким образом, все три части европейских стандартов и рекомендаций (ESG ENQA) должны трактоваться как единое целое.

Follow up report 

Membership of NAA in ENQA

План мероприятий по подготовке и проведению экспертизы ENQA

Приказ 14 ОД


Отчет о самообследовании

Отчет о самообследовании

Отчет о проведении внешней экспертизы

Отчет о проведении внешней экспертизы

Документы

The Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FL “On Education in the Russian Federation”

Decree of the Government of the Russian Federation of November 18, 2013 No. 1039 “On State Accreditation of Educational Activities”

The federal state educational standards of higher education – Bachelor in the field of training 09.03.01 Informatics and Computer Engineering (FSES)

Decree of the Government of the Russian Federation dated 10.07.2013 No. 582 “On approval of the Rules for publishing and updating information on the educational organization’s official website in the information-telecommunication network “Internet””

The order of Rosobrnadzor dated May 29, 2014 No. 785 “On approval of requirements for the structure of the official website of the educational organization in the information and telecommunication network “Internet”

Procedure for the work of the experts and/or representatives of the expert organizations included in the expert panel during external review (Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated November 11, 2016 No. 1386)

Lists of documents and materials necessary for conducting external review with or without a site-visit to an organization engaged in educational activities or its branch were approved (Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1385 dated November 9, 2016)

Forms of the external review report and conclusions of experts and (or) representatives of expert organizations, based on the external review results (Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated January 17, 2017 No. 24)

On approval of application forms for conducting state accreditation of educational activities, on renewal of a certificate of state accreditation of educational activities and / or annexes (annexes) to it, on the issuance of a temporary certificate of state accreditation of educational activities, on the issuance of a duplicate of a certificate of state accreditation of educational activities and / or annexes (annexes) to it, a form of information on the implementation of basic study programs, declared for state accreditation, and requirements for their completion and registration" (the Rosobrnadzor’s order dated November 29, 2019 No. 1628

The procedure for selecting experts and expert organizations for carrying out external review (approved by the order of the Ministry of Education and Science dated of May 20, 2014 No. 556)

Qualification requirements to experts and expert organizations involved in accreditation reviews (approved by the order of the Ministry of Education and Science dated of May 20, 2014 No. 556)

Methodological Recommendations for the organization and conduct of an internal independent assessment of the quality of education in educational organizations of higher education on the educational programs of higher education - bachelor's degree programs, specialist's programs and master's programs (Letter of the Ministry of education and science of February 15,2018, N 05-436)

 

NAA Statutes

Development Program (Strategy) for the medium term

Guidelines on the internal quality assurance

Methodological materials for assessing the compliance of the content and quality of students’ training with the requirements of the Federal State Educational Standard (Methodological recommendations for conducting accreditation external review)

 

Публикации

Report on the results of NAA's Activity for 2019

The culture of quality in higher education in Russia: traditions and innovations: collection of scholarly works of the National Accreditation Agency employees and experts in carrying out state accreditation of educational and scientific organizations

 

Отзывы

Feedback from Susanna Karakhanyan, INQAAHE President

Feedback from David Atchoarena, the Director of the UNESCO Institute of Lifelong Learning

Letter from the Association of Lawyers of Russia

Letter from the Association of societies and organizations “"National Accreditation Council of Business and Management Education”

Results of the survey of experts and educational organizations